История космонавтики

Покорение космоса

12 февраля 1955 года – 69 лет назад

Советское правительство приняло решение о создании космодрома Байконур

12 февраля 1955 года Совет Министров СССР принял Постановление
о создании полигона по испытаниям межконтинентальных баллистических ракет и запуску искусственных спутников Земли.
Так началась история Байконура – первого и крупнейшего в мире космодрома, расположенного на территории Казахстана, недалеко от посёлка Тюратама.

Однако строительство площадки началось ещё раньше. В 1954

 

 году была создана Государственная комиссия по выбору места строительства космодрома. Проведя рекогносцировку нескольких районов страны, комиссия вышла с предложением о размещении космодрома в пустынном районе Казахстана восточнее Аральского моря, в нескольких сотнях километров от посёлка Байконыр (по-русски – Байконур). Это место имело ряд преимуществ перед другими: малонаселённость не только в районе космодрома, но и по трассе запускаемых ракет, равнинная полупустынная местность, наличие крупнейшей среднеазиатской реки Сырдарьи, проходящие вблизи железнодорожная магистраль и автомобильная трасса, более 300 солнечных дней в году и, главное, близость к экватору, дающая возможность использовать для запусков дополнительную скорость вращения Земли.

12 февраля 1955 года было принято совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании Научно-исследовательского испытательного полигона №5 Министерства Обороны СССР (НИИП №5 МО СССР), который с самого начала предназначался как для испытания боевых ракет, так и для исследований в области космической техники.

Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». В русском языке не было слова «космодром», и новый строительный объект называли просто «экспериментальный диапазон».

Первый отряд военных строителей прибыл на станцию Тюратам ещё 12 января 1955 года. Строительство велось с невероятной быстротой. Уже 5 мая 1957 года специальная комиссия приняла первый стартовый комплекс полигона, а 6 мая первую ракету Р-7 уже установили на этом комплексе.

Официальным же днём рождения космодрома считается 2 июня 1955 года, когда директивой Генштаба была утверждена штатная структура Пятого научно-исследовательского испытательного полигона.

12 февраля 1961 года – 63 года назад Состоялся запуск первой в мире автоматической межпланетной станции «Венера-1»

 

Этот космический аппарат, запущенный с использованием ракеты-носителя «Молния», предназначался для исследования планеты Венера.

Но в тот раз не всё прошло так, как задумывали конструкторы, инженеры и учёные. Связь со спутником была потеряна, когда он находился на расстоянии порядка 2 миллионов километров от Земли. Тем не менее, это событие стало новым рекордом СССР в освоении космоса. Советский космический аппарат стал первым, пролетевшим так близко от другой планеты.

Корпус станции «Венера-1» представлял собой цилиндр диаметром 1,05 метра с закруглённой вершиной. Длина аппарата составля

ла 2,035 метра. Установленные на станции научные приборы позволили собрать много информации, среди которой были данные о плазме солнечного ветра в космическом пространстве, а также параметрах солнечного ветра и космических лучей в околоземном пространстве. Впервые вся собираемая телеметрическая информация передавалась с использованием параболической антенны. Для автоматической межпланетной станции впервые была разработана корректирующая двигательная установка для возможности корректировки траектории полёта.

19 февраля контакт со станцией был потерян, но в мае 1961 года она пролетела на близком (в космических измерениях) расстоянии от Венеры в 100 тысячах километров и перешла на гелиоцентрическую орбиту.

Надо сказать, что удачному запуску АМС «Венера-1» предшествовала неудача с запуском аналогичного аппарата 4 февраля 1961 года по причине поломки разгонного блока. Но конструкторскому коллективу и инженерам удалось в кратчайшие сроки выявить причину отказа блока и устранить её, после чего был осуществлён запуск «Венеры-1». Даже неудача, вызванная потерей связи со станцией, была впоследствии учтена при проектировании новых аппаратов и организации системы связи с ними.

Запуск АМС «Венера-1» стал не просто рекордом. Это было испытание новых систем, двигательных установок, измерительных приборов, систем связи и т.д. Впервые была применена система ориентации по Солнцу и звезде Канопус.

Первый в мире запуск космического аппарата с околоземной орбиты для исследования другой планеты ещё незадолго до 1961 года казался сравнимым с чем-то из области научной фантастики, являясь частью теории. «Венера-1» подтвердила теоретические выкладки, внесла определённые правки и сделала шаг на пути превращения мечты в реальность.

7 февраля 1926 года – 98 лет назад Родился Константин Феоктистов – советский инженер, лётчик-космонавт, Герой Советского Союза

 

Константин Феоктистов, трудившийся над разработкой отечественных космических кораблей и орбитальных станций, стал первым гражданским человеком, совершившим полёт к звёздам. Он сам выдвинул свою кандидатуру, когда возникла идея отправить в космос инженера. Кроме того, Феоктистов был единственным космонавтом Советского Союза, не имевшим партбилета КПСС.     

Константин Петрович Феоктистов родился 7 февраля 1926 года в Воронеже, где и прошло детство мальчика. Костя очень увлекался наукой и космосом –
ему было лет десять, когда старший брат Борис принёс домой книгу Якова Перельмана «Межпланетные путешествия», которая произвела на Константина большое впечатление. В седьмом классе он записался в энергетический кружок городского Дворца пионеров.

Учёбу в средней школе будущий космонавт решил прервать, когда началась Великая Отечественная война. Шестнадцатилетний Константин отправился на фронт, где стал разведчиком.

В 1942 году, когда юноша выполн ял очередное боевое задание, его схватили. Фашисты приговорили парня к расстрелу, выведя в лес вместе с другими советскими гражданами. Но Константину повезло – он был ранен и упал, зато остался жив. К счастью, немцы не стали проверять, выжил ли кто-то. Дождавшись темноты, Константин смог уползти с места казни и добраться до своих. Позже его эвакуировали в Среднюю Азию.

Оправившись после ранения и получив в 1943 году аттестат о среднем образовании в Коканде, Феоктистов отправился в Москву поступать в Высшее техническое училище имени Н.Э. Баумана, которое успешно окончил в 1949 году.

Позже инженер рассказывал, что решил связать свою жизнь с авиацией, прочтя в юности книгу выдающегося известного немецкого инженера и изобретателя Макса Валье «Полёт в мировое пространство». Формирование Константина Феоктистова в качестве учёного началось в студенческие годы, когда он активно участвовал в конструкторских разработках, зачитывался трудами К.Э. Циолковского и посещал лекции С.П. Королёва, начиная мечтать о покорении космоса.

Окончив МВТУ, Феоктистов сначала работал в НИИ-1 в группе М.К. Тихонравова, вместе с которым в 1955 году перешёл на работу в «Особое конструкторское бюро №1» (ОКБ-1) к С.П. Королёву. Именно там советские специалисты трудились над созданием, в частности, космических кораблей «Восток», «Союз», «Прогресс» и «Прогресс-М», а также орбитальных станций «Салют» и «Мир». Феоктистов занимался проектированием кораблей «Восток», а также являлся ведущим разработчиком целого ряда важных проектов.

Когда в Советском Союзе начали формировать отряд лётчиков-космонавтов, Феоктистов преподавал в Центре подготовки космонавтов. Он читал первым покорителям космоса лекции о том, как устроен космический корабль «Восток». Как только зашла речь о том, чтобы отправить в космос инженера, Феоктистов выдвинул собственную кандидатуру, и идея получила мощную поддержку со стороны Королёва.

Свой единственный полёт Константин Петрович совершил 12-13 октября 1964 года. Вместе с Владимиром Комаровым и Борисом Егоровым он провёл в космосе на первом аппарате новой серии «Восход» (впервые – без скафандров) 24 часа 17 минут. За это время корабль «Восход», в создании которого участвовал сам инженер, успел облететь нашу планету шестнадцать раз.

После полёта Феоктистов был удостоен звания Героя Советского Союза. Интересно, что стартовала экспедиция при Никите Хрущёве. Однако вернувшись на Землю, космонавты докладывали о результатах полёта уже Леониду Брежневу. За столь короткий отрезок времени власть в стране успела смениться.

В последующие годы кандидатуру Феоктистова ещё не раз выдвигали в качестве космонавта-исследователя для полёта в космос, но он не прошёл по состоянию здоровья и ушёл из отряда космонавтов в 1987 году. До 1990 года Феоктистов занимал должность заместителя генерального конструктора НПО «Энергия», где играл важную роль в создании новых космических аппаратов, в том числе –
орбитальной космической станции «Мир».

Будучи доктором технических наук, он также занимался педагогической деятельностью –
преподавал в МГТУ имени Баумана. Член-корреспондент Международной академии астронавтики, обладатель многих государственных наград – Константин Петрович является автором более 150 научных трудов, 20 изобретений и нескольких книг – «Семь шагов в небо», «Космическая техника. Перспективы развития», «Научный орбитальный комплекс» и «Траектория жизни. Между вчера и завтра», «Воспоминания и размышления космонавта-исследователя», а также соавтором книг «О космолётах» и «Космические аппараты».

Скончался Константин Петрович Феоктистов 21 ноября 2009 года в Москве, на 84-м году жизни. Похоронили лётчика-космонавта на столичном Троекуровском кладбище.

Подготовила Арина Родионова по материалам из открытых источников

 

39 лет «Главкосмосу СССР»

Более тридцати лет назад было издано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании организации для поиска партнёров для коммерческого использования ракетно-космической техники. Организация должна была взять на себя руководство работами в области космической деятельности в интересах народного хозяйства и научных исследований. О том, как позитивный опыт международного сотрудничества во время программы «Интеркосмос» позволил создать «Главкосмос СССР», читайте в нашем материале.

 

«Интеркосмос»: в космосе посланцы разных государств

В 1967 году была принята совместная программа работ по исследованию и освоению космического пространства в мирных целях, в неё вошли 9 социалистических стран: ГДР, Венгрия, Болгария, Куба, Польша, Монголия, Румыния, Чехословакия и Советский Союз. В рамках этой программы СССР предоставлял возможность безвозмездной установки на свою космическую тех

Международная программа совместных работ в космосе тесно связана с космодром Байконур. С нашего космодрома были осуществлены все запуски ракет-носителей космических кораблей: «Союз-28» (командир корабля лётчик-космонавт СССР А. Губарев и космонавт-исследователь гражданин Чехословакии Владимир Ремек); «Союз-30» (командир корабля лётчик-космонавт СССР П.И. Климук и космонавт-исследователь гражданин ПНР М.Гермашевский); «Союз-31» (командир корабля лётчик-космонавт СССР В.Быковсктй и космонавт-исследователь гражданин ГДР З.Йен). Первые космонавты-исследователи программы приняли участие в трёх экспедициях посещения станции «Салют-6» (1978 год), а затем и граждане остальных стран, входивших в программу. С 1982 года программа международных пилотируемых полётов была расширена, в ней приняли участие космонавты из Франции, Индии, Сирии.

Всего в рамках программы было осуществлено 14 пилотируемых запусков с международными экипажами. Последним стал советско-афганский полёт 29 августа 1988 года на корабле «Союз ТМ-6» на станцию «Мир». Затем практически все последующие международные полёты на станцию «Мир» осуществлялись на коммерческой основе, по двусторонним соглашениям, заключаемым Главкосмосом.

Продолжение следует

Полёты международных экипажей по программе «Интеркосмос» стали крупным событием в мировой космонавтике. Участники космических полётов, космонавты социалистических стран, выполнили десятки научно-технических экспериментов, имеющих фундаментальное и прикладное значение. Программу «Интеркосмос» решено было развивать дальше, приступили к работам по координации международных проектов по пилотируемой космонавтике.

Так, 6 февраля 1985 года началась история специальной организации «Главкосмос СССР», ставшей главным управлением по созданию и использованию космической техники для народного хозяйства, научных исследований и международного сотрудничества в мирном освоении космоса. Широкий спектр коммерческих услуг включал запуски иностранных спутников советскими носителями, полёты иностранных космонавтов на советских кораблях, производство материалов и медицинских препаратов на борту советских орбитальных станций и спутников, аренду каналов космической связи, дистанционное зондирование из космоса.

С 1986 года в соответствии с решением правительства Главкосмос начал осуществлять коммерческие международные полёты. Благодаря управлению были осуществлены запуски пилотируемых космических кораблей с космонавтами из Сирии, Болгарии, Афганистана, Франции. На коммерческой основе – с космонавтами из Японии, Великобритании и Австрии. Также проведена серия экспериментов в сфере космических биотехнологий и медицины на орбитальной станции «Мир» и автоматических аппаратах «Фотон» и «Ресурс».

В связи с распадом СССР Главкосмос был преобразован в государственную хозрасчётную организацию «Главкосмос», призванную заниматься реализацией коммерческих проектов в области ракетно-космической техники совместно с зарубежными странами и отдельными космическими агентствами и фирмами. В это время были осуществлены запуски трёх индийских спутников серии ИРС, запуск первого аргентинского спутника с помощью российской ракеты-носителя, проведены лётные испытания индийской ракеты-носителя GSLV с российским кислородно-водородным блоком. Велась активная работа по созданию систем космической связи на основе российских коммуникационных спутников и разработке новых типов космических аппаратов.

В сентябре 2016 года было принято решение о смене организационно-правовой формы. Теперь Федеральное космическое агентство «Главкосмос» получило статус головной организации «Роскосмоса» по международным программам.

В июле 2018 года уже АО «Главкосмос» стал агентом «Роскосмоса» по всей внешнеэкономической деятельности для устранения конкуренции между предприятиями на зарубежных рынках. В ведение компании перешли все представители «Роскосмоса» за рубежом, «Главкосмос» занялся продвижением российских услуг в части поставок ракетно-космической продукции. В 2023 году «Главкосмос» принял участие в создании первого в мире полнометражного художественного фильма «Вызов», сцены для которого снимались в космосе. Специалисты предприятия обеспечили основной и запасной экипажи скафандрами и индивидуальным снаряжением.

Учёный муж советской власти

нику научной аппаратуры стран-участниц. Другие участники обеспечивали создание научных приборов и проведение интересующих их экспериментов. К результатам экспериментов доступ имели все участники программы, в которую был включён широкий круг тем по космической деятельности в области связи, физики, биологии и медицины, а также метеорологическим исследованиям.

 

В феврале этого года исполняется 113 лет со дня рождения академика Мстислава Келдыша – выдающегося математика и механика ХХ столетия, главного теоретика советской космонавтики.

Знаменитая «Тройка К» – Курчатов, Королёв, Келдыш. Не без основания времена Мстислава Всеволодовича называют «золотым веком» отечественной науки. Эпоха Келдыша навечно вписана в историю человечества как эпоха самых выдающихся, самых дерзновенных, планетарного масштаба достижений. Чего стоит только одна космическая эпопея: полёт Гагарина, межпланетные и орбитальные станции и спутники.

Келдыш родился 10 февраля 1911 года в городе Рига, в Латвии. Являлся выходцем из дворянской семьи и воспитывался в лучших традициях того времени: изучал французский и немецкий языки и играл на фортепиано. Биография Келдыша складывалась не благодаря, а вопреки логике советской эпохи – у представителя дворянства было мало шансов сделать карьеру в СССР. Судьба была милостива к будущему учёному, и в 1927 году Мстислав поступил на математическое отделение Московского Государственного университета. После окончания ВУЗа он получил направление в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где на протяжении четырнадцати лет трудился на инженерных должностях.

Продолжая работать в ЦАГИ, Келдыш осенью 1934 года поступил в аспирантуру Математического института имени Стеклова АН СССР к Лаврентьеву, где занимался вопросами теории приближений функций, тесно связанными с прикладной тематикой его работы – гидроаэродинамика. В 1935 году учёному без защиты присваивается учёная степень кандидата физико-математических наук, а в 1937 году –
степень кандидата технических наук и звание профессора по специальности «аэродинамика».

С 1939 г. имя Келдыша и его работы исчезли из открытого доступа. Они были засекречены, поскольку он выполнял государственные задания особой важности. Началась Великая Отечественная война, и знания Мстислава Всеволодовича как никогда требовались для страны. Оставив фундаментальную науку на мирное время, он принялся за работы в авиации и ракетостроении.

Расчёты Келдыша позволили устранить вибрацию самолётов – страшный флаттер, который приводил к их поломке и разрушению в воздухе. Решить этот вопрос не могли учёные и конструкторы во всём мире. В ходе этой научной работы Келдышем была разработана математическая теория «флаттера», которая позволила точно определить, на какой скорости самолёту угрожает флаттер, а затем предложить меры, исключающие это явление. Советская авиация получила надёжную защиту от вибраций. За научные работы по предупреждению разрушений самолётов Келдыш в 1942 году был удостоен Сталинской премии.

Так же, Мстислав Всеволодович смог решить проблему, создаваемую «эффектом шимми», возникшую в связи с изменением конструкции шасси, вызванным увеличением размеров и скоростей самолётов. Возникновение «эффекта шимми» часто заканчивалось аварией. Келдыш нашёл уравнение, которое позволило конструкторам полностью устранить колебания колеса.

Его работы по «флаттеру» и «шимми» были осуществлены в то время, когда вычислительные аппаратные средства были крайне несовершенны, в отличие от наших дней, когда наступила эпоха компьютеров и специальных программ, обеспечивающих расчёт сложных многокритериальных задач и учитывающих громадное количество параметров.

В июне 1944 года Келдыш занял должность заведующего отделом механики в Математическом институте АН СССР. Одновременно учёный возобновил свою преподавательскую деятельность в МГУ. Читал лекции на механико-математическом и физико-техническом факультетах, заведовал кафедрой термодинамики, руководил научно-исследовательским семинаром по теории функций комплексного переменного.

В 1953 году возглавил Институт прикладной математики АН СССР –
ИПМ РАН. Принимал непосредственное участие в работах по созданию советской термоядерной бомбы. Под его руководством было организовано специальное расчётное бюро при МИАН. За участие в создании термо-ядерного оружия Келдышу в 1956 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Келдыш входил в Совет главных конструкторов, возглавляемый Сергеем Павловичем Королёвым. Являлся одним из основоположников развёртывания работ по исследованию космоса и созданию ракетно-космических систем. С середины пятидесятых годов руководил разработкой теоретических предпосылок вывода искусственных тел на околоземные орбиты, а в дальнейшем – полётов к Луне и планетам Солнечной системы.

Научно-технический совет по координации деятельности по созданию первого искусственного спутника Земли во главе с Мстиславом Келдышем внёс большой вклад в осуществление программ пилотируемых полётов, в постановку научных проблем и проведение исследований околоземного космического пространства, межпланетной среды, а также в решение многих проблем механики космического полёта и теории управления, навигации и теплообмена.

Важное место в деятельности Келдыша занимало научное руководство работами, осуществляемыми в сотрудничестве с другими странами по программе «Интеркосмос».

Борис Черток вспоминал, что в 1960 году при подготовке запуска первой автоматической станции к Марсу в составе научного оборудования на станции предполагалось разместить аппарат (спектрорефлексометр), который должен был определить, есть ли на Марсе вода, а тем самым – возможна ли на Марсе жизнь. Келдыш предложил испытать прибор в земных условиях. Прибор показал, что на Земле нет жизни, и был снят, что дало экономию в 12 килограммов.  

В 1961 г. в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин, но в стране и в мире так и не узнали имя главного теоретика Келдыша, хотя полёт Гагарина был его личной победой: он придумал и вычислил орбиту полёта «Восток-1» и возвращения на Землю спускаемого аппарата. Без него этот полёт едва ли был бы возможен. Свою награду Келдыш, конечно, получил, но сделано это было секретным Указом. Ведь носить вторую Звезду Героя Социалистического Труда он не мог, тогда пришлось бы объяснять, откуда она взялась, и что Келдыш не самозванец. К сожалению, до конца жизни учёного его самые главные открытия существовали отдельно от его имени.

С именем Келдыша связан не только космический прогресс нашей страны, но и развитие в СССР современной вычислительной математики. Исследователь руководил работами по созданию советских ЭВМ для расчётов по атомной и ракетно-космической тематике. Он не только руководил научным коллективом, но и лично участвовал в создании новых вычислительных методов и алгоритмов.

В мае 1975 года, поняв, что наука для государства не более чем средство для выполнения военного заказа, Келдыш попросил освободить его от должности Президента Академии наук. Оставив пост, он попробовал вернуться к тому, что оставил много лет назад – к чистой фундаментальной науке. Но за три года он так и не выпустил ни одной работы и, к сожалению, не совершил ни одного открытия.

Келдыш Мстислав Всеволодович скончался 24 июня 1978 года в городе Москве. Смерть наступила в результате сердечного приступа. Урна с прахом учёного с почестями захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади столицы.

На доме в Москве, где он жил (Воробьёвское шоссе, 8), на зданиях МГУ имени М.В. Ломоносова установлены мемориальные доски. Бюсты установлены на Аллее Космонавтов (у проспекта Мира в Москве) и у Института прикладной математики Российской Академии наук (ныне имени М.В.Келдыша). Бюст установлен также на родине Келдыша – в Риге, на доме, где он родился – мемориальная доска. Именем Келдыша назван кратер на обратной стороне Луны и одна из малых планет.

Подготовила Ксения ГОДУНОВА по материалам из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост