Волшебный мир сенсорной комнаты или в гостях у Совы
В одном из номеров нашей газеты мы уже писали о том, что в благотворительном фонде «БлагоДари» начнутся коррекционные занятия с детьми в сенсорной комнате. На сегодняшний день проект успешно стартовал. Занятия в особой окружающей среде, состоящей из множества стимуляторов, которые воздействуют на органы чувств идут своим ходом. Наш корреспондент посетила благотворительный фонд, чтобы воочию увидеть, что такое «Сенсорный рай», и узнала у руководителя фонда Райкуль Баймахановой, для чего нужен этот проект, какие ожидаемые результаты родители смогут увидеть и почему важно в Байконуре создать службу ранней помощи.
Почему «волшебная комната» и причём тут собственно Сова? Скорее всего, этими вопросами задались и вы, наши читатели. Раскрывать все карты сразу, пожалуй, не лучшая идея. Поэтому обо всём по порядку.
Как только я переступила порог фонда, меня встретила Райкуль Баймаханова, или как называют её родители и дети – Роза Максимовна. После небольшого разговора меня пригласили в сенсорную комнату, где как раз проходило занятие.
Родители вместе с детьми были погружены в процесс. Они выполняли интересные упражнения под руководством логопеда-дефектолога Алёны Павловой. Неожиданно свет выключился, комната превратилась в волшебное помещение. По стенам и потолку скользили радужные блики. Яркие, сочные цвета совсем не отвлекали ребятишек, а наоборот привлекли внимание и заставили сфокусироваться на выполнении заданий. На ощупь дети брали в руки дольки апельсина. Задача заключалась в том, чтобы по запаху и тактильным ощущениям они смогли понять, какой фрукт у них в руках.
Оставив детишек в волшебном мире, мы с Розой Максимовной переместились в её кабинет.
— Роза Максимовна, расскажите о проекте «Сенсорный рай».
— Проект «Сенсорный рай» реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Проектом предусмотрено проведение обследования 10 детей с использованием диагностических методик KID-RCDI 2000. На основе полученных результатов диагностики будут разработаны перспективные планы развития и программы психолого-педагогического процесса в условиях сенсорной комнаты, комплексные занятия с психологом и логопедом: по 2 курса в специально созданном в рамках проекта развивающем пространстве – сенсорная комната.
Занятия проходят как в индивидуальном формате, так и небольшими группами. Для родителей проводятся консультации по закреплению полученных навыков, чтобы научить их развивать детей ежедневно, используя подручные материалы.
— Для чего нужны такого рода коррекционные занятия с детьми? Какие основные цели преследуются?
— Ожидаемые результаты у детей: будут сформированы навыки социального поведения; снизится уровень агрессии, гиперактивности, нежелательного поведения; сформированы интеллектуальные, психо-эмоциональные, коммуникативные навыки; будет развита зрительно-моторная координация, моторика, улучшится сенсорное развитие и межполушарное взаимодействие; безречевые дети получат навыки альтернативного общения; улучшится физическое, психологическое состояние детей, в результате чего повысится уровень качества жизни целевой группы. Создание сенсорной комнаты в долгосрочной перспективе – это возможность работы в сенсорно-динамическом пространстве для каждого ребёнка.
— С какого возраста рекомендуется посещение сенсорной комнаты?
— Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям раннего возраста – с 1 года.
— Настоящая сенсорная комната – это окружение, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. Какие применяются у вас?
— Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Было закуплено оборудование и обустроено помещение для коррекционных занятий по методам сенсорной интеграции.
У нас создано два сенсорных пространства. Первая комната – тёмная сенсорная, которая позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия.
Вторая комната – это сенсорно-динамическое пространство: «Дом Совы», в котором использован подвесной инвентарь: бочка, бревно, платформа, соволёт «Домашний», а также маленькое яйцо Совы.
— Каждый элемент сенсорной комнаты применяется для решения определённых целей и задач, несёт свою терапевтическую функцию. Расскажите об этом подробнее.
— Например, «Сухой душ», который предназначен для стимуляции и развития тактильных ощущений, зрительной памяти, активации творческой и познавательной деятельности. Он служит укромным уголком, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Пузырьковая колонна с фибероптическим волокном (источник света в виде полупрозрачных тонких нитей, изготовленных из кварцевого стекла или полимеров) – для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания, эмоционального расслабления. Такие изделия применяются для развития крупной и мелкой моторики ребёнка, тренируют тактильное и зрительное восприятие. «Дом Совы» применяется для обеспечения ребёнку возрастной физической и двигательной нагрузки, а самое главное для восполнения сенсомоторного опыта, которого сейчас крайне не хватает детям для нормального развития в условиях города. «Соворолики» – машина для «обнимания» с четырьмя роликами для детей с аутизмом. Данный элемент (ролик) выполняет две функции: успокаивающее глубокое давление и объятие ребёнка. «Чулок Совы» предназначен для усиления проприоцептивной (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве) и тактильной чувствительности, тренировки преодоления препятствий, улучшения пространственного ориентирования, ускорения формирования схемы тела, уменьшения тактильной гиперчувствительности, вовлечения ребёнка в игровую деятельность, формирования навыков социального взаимодействия.
— Ваша мечта создать в Байконуре службу ранней помощи. Что это будет? Для чего это нужно?
— Ради этого был создан инклюзивный центр семьи «ДОМ» на базе благотворительного фонда.
Цель ранней помощи – это поддержка семей, которые воспитывают детей раннего возраста с нарушениями развития, чтобы максимально развить способность ребёнка функционировать в повседневной жизни и нормализовать жизнь семьи. Изменились методы поддержки, развились новые подходы. На смену дефектологической модели оказания помощи пришла биопсихосоциальная модель, в центре которой находится жизнь малыша и его способность быть активным, вовлечённым, самостоятельным, его психическое здоровье и способность строить социальные отношения. Признано, что ребёнок лучше учится новому, когда он проявляет собственную активность, в обычной повседневной жизни, взаимодействуя с близкими – мамой или папой. Поэтому специалисты по ранней помощи занимаются поддержкой ребёнка через поддержку его семьи, через обеспечение психологического благополучия родителей.
Ранняя помощь детям и их семьям поддерживается государством, сегодня это межведомственная задача образования, социальной защиты и здравоохранения. Она направлена на профилактику инвалидности ребёнка через создание условий для нормализации его жизни и минимизацию отклонений в развитии (профилактика вторичных и третичных нарушений) с целью максимальной адаптации детей в обществе.
Первым этапом ранней помощи является выявление детей, потенциально нуждающихся в ней. Лучше всего выявление детей с нарушениями развития организовывать в системе здравоохранения, поскольку каждый малыш до 1-1,5 лет регулярно наблюдается у педиатра. Если каждый детский врач всякий раз на приёме будет наблюдать за развитием ребёнка, используя простые скрининговые инструменты, то такие дети будут своевременно обнаружены и направлены в систему ранней помощи.
Почему так важно своевременно выявить нарушение развития и рано начать помощь? Современные знания из области физиологии мозга указывают на то, что в раннем возрасте идёт активное формирование нейронных связей в головном мозге ребёнка. Ранний возраст – это период в жизни маленького человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования структур мозга, отвечающих за многие виды активности. Раннее начало помощи открывает большие возможности для лучшего развития ребёнка.
Ксения Годунова