Интервью

Волшебный мир сенсорной комнаты или в гостях у Совы

В одном из номеров нашей газеты мы уже писали о том, что в благотворительном фонде «БлагоДари» начнутся коррекционные занятия с детьми в сенсорной комнате. На сегодняшний день проект успешно стартовал. Занятия в особой окружающей среде, состоящей из множества стимуляторов, которые воздействуют на органы чувств идут своим ходом. Наш корреспондент посетила благотворительный фонд, чтобы воочию увидеть, что такое «Сенсорный рай», и узнала у руководителя фонда Райкуль Баймахановой, для чего нужен этот проект, какие ожидаемые результаты родители смогут увидеть и почему важно в Байконуре создать службу ранней помощи.

Почему «волшебная комната» и причём тут собственно Сова? Скорее всего, этими вопросами задались и вы, наши читатели. Раскрывать все карты сразу, пожалуй, не лучшая идея. Поэтому обо всём по порядку.

Как только я переступила порог фонда, меня встретила Райкуль Баймаханова, или как называют её родители и дети – Роза Максимовна. После небольшого разговора меня пригласили в сенсорную комнату, где как раз проходило занятие.

Родители вместе с детьми были погружены в процесс. Они выполняли интересные упражнения под руководством логопеда-дефектолога Алёны Павловой. Неожиданно свет выключился, комната превратилась в волшебное помещение. По стенам и потолку скользили радужные блики. Яркие, сочные цвета совсем не отвлекали ребятишек, а наоборот привлекли внимание и заставили сфокусироваться на выполнении заданий. На ощупь дети брали в руки дольки апельсина. Задача заключалась в том, чтобы по запаху и тактильным ощущениям они смогли понять, какой фрукт у них в руках.

Оставив детишек в волшебном мире, мы с Розой Максимовной переместились в её кабинет.

— Роза Максимовна, расскажите о проекте «Сенсорный рай».

— Проект «Сенсорный рай» реализуется с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Проектом предусмотрено проведение обследования 10 детей с использованием диагностических методик KID-RCDI 2000. На основе полученных результатов диагностики будут разработаны перспективные планы развития и программы психолого-педагогического процесса в условиях сенсорной комнаты, комплексные занятия с психологом и логопедом: по 2 курса в специально созданном в рамках проекта развивающем пространстве – сенсорная комната.

Занятия проходят как в индивидуальном формате, так и небольшими группами. Для родителей проводятся консультации по закреплению полученных навыков, чтобы научить их развивать детей ежедневно, используя подручные материалы.

— Для чего нужны такого рода коррекционные занятия с детьми? Какие основные цели преследуются?

— Ожидаемые результаты у детей: будут сформированы навыки социального поведения; снизится уровень агрессии, гиперактивности, нежелательного поведения; сформированы интеллектуальные, психо-эмоциональные, коммуникативные навыки; будет развита зрительно-моторная координация, моторика, улучшится сенсорное развитие и межполушарное взаимодействие; безречевые дети получат навыки альтернативного общения; улучшится физическое, психологическое состояние детей, в результате чего повысится уровень качества жизни целевой группы. Создание сенсорной комнаты в долгосрочной перспективе – это возможность работы в сенсорно-динамическом пространстве для каждого ребёнка.

— С какого возраста рекомендуется посещение сенсорной комнаты?

— Занятия в сенсорной комнате рекомендованы детям раннего возраста – с 1 года.

— Настоящая сенсорная комната – это окружение, которое состоит из множества различного рода стимуляторов. Какие применяются у вас?

— Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Было закуплено оборудование и обустроено помещение для коррекционных занятий по методам сенсорной интеграции.

 У нас создано два сенсорных пространства. Первая комната – тёмная сенсорная, которая позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия.

Вторая комната – это сенсорно-динамическое пространство: «Дом Совы», в котором использован подвесной инвентарь: бочка, бревно, платформа, соволёт «Домашний», а также маленькое яйцо Совы.

— Каждый элемент сенсорной комнаты применяется для решения определённых целей и задач, несёт свою терапевтическую функцию. Расскажите об этом подробнее.

— Например, «Сухой душ», который предназначен для стимуляции и развития тактильных ощущений, зрительной памяти, активации творческой и познавательной деятельности. Он служит укромным уголком, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Пузырьковая колонна с фибероптическим волокном (источник света в виде полупрозрачных тонких нитей, изготовленных из кварцевого стекла или полимеров) – для развития зрительного восприятия, формирования фиксации взора, концентрации внимания, эмоционального расслабления. Такие изделия применяются для развития крупной и мелкой моторики ребёнка, тренируют тактильное и зрительное восприятие. «Дом Совы» применяется для обеспечения ребёнку возрастной физической и двигательной нагрузки, а самое главное для восполнения сенсомоторного опыта, которого сейчас крайне не хватает детям для нормального развития в условиях города. «Соворолики» – машина для «обнимания» с четырьмя роликами для детей с аутизмом. Данный элемент (ролик) выполняет две функции: успокаивающее глубокое давление и объятие ребёнка. «Чулок Совы» предназначен для усиления проприоцептивной (ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве) и тактильной чувствительности, тренировки преодоления препятствий, улучшения пространственного ориентирования, ускорения формирования схемы тела, уменьшения тактильной гиперчувствительности, вовлечения ребёнка в игровую деятельность, формирования навыков социального взаимодействия.

— Ваша мечта создать в Байконуре службу ранней помощи. Что это будет? Для чего это нужно?

— Ради этого был создан инклюзивный центр семьи «ДОМ» на базе благотворительного фонда.

Цель ранней помощи – это поддержка семей, которые воспитывают детей раннего возраста с нарушениями развития, чтобы максимально развить способность ребёнка функционировать в повседневной жизни и нормализовать жизнь семьи. Изменились методы поддержки, развились новые подходы. На смену дефектологической модели оказания помощи пришла биопсихосоциальная модель, в центре которой находится жизнь малыша и его способность быть активным, вовлечённым, самостоятельным, его психическое здоровье и способность строить социальные отношения. Признано, что ребёнок лучше учится новому, когда он проявляет собственную активность, в обычной повседневной жизни, взаимодействуя с близкими – мамой или папой. Поэтому специалисты по ранней помощи занимаются поддержкой ребёнка через поддержку его семьи, через обеспечение психологического благополучия родителей.

Ранняя помощь детям и их семьям поддерживается государством, сегодня это межведомственная задача образования, социальной защиты и здравоохранения. Она направлена на профилактику инвалидности ребёнка через создание условий для нормализации его жизни и минимизацию отклонений в развитии (профилактика вторичных и третичных нарушений) с целью максимальной адаптации детей в обществе.

Первым этапом ранней помощи является выявление детей, потенциально нуждающихся в ней. Лучше всего выявление детей с нарушениями развития организовывать в системе здравоохранения, поскольку каждый малыш до 1-1,5 лет регулярно наблюдается у педиатра. Если каждый детский врач всякий раз на приёме будет наблюдать за развитием ребёнка, используя простые скрининговые инструменты, то такие дети будут своевременно обнаружены и направлены в систему ранней помощи.

Почему так важно своевременно выявить нарушение развития и рано начать помощь? Современные знания из области физиологии мозга указывают на то, что в раннем возрасте идёт активное формирование нейронных связей в головном мозге ребёнка. Ранний возраст – это период в жизни маленького человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования структур мозга, отвечающих за многие виды активности. Раннее начало помощи открывает большие возможности для лучшего развития ребёнка.

Ксения Годунова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост