Город,  Интервью

История одной семьи: «Железная дорога жизни…»

Династии судьба святая!
В ней силы черпаю сполна.
Семья моя, семья большая –
Всего дороже мне она.

В любой области профессиональной деятельности есть примеры преемственности поколений. Здесь железная дорога не является исключением. На объектах железнодорожной инфраструктуры работали и продолжают работать целые семьи. Верность своей профессии и передача знаний от поколения к поколению часто становятся поводом для гордости, наград и присвоения специальных званий. Именно так сложилась судьба семьи Аймахановых – семьи потомственных железнодорожников.
История этой трудовой династии началась на железнодорожной станции Казалинск, где в 1915 году родился её основатель – Нурмахан Аймаханов. Всю сознательную жизнь он посвятил работе на железной дороге – паровозным машинистом локомотивного депо. Трудовую деятельность молодой Нурмахан начал в 1934 году с учёбы в фабрично-заводском ученичестве родной станции Казалинск. А в 1938 году сразу после окончания двухгодичных курсов в городе Москве устроился на работу в железнодорожное депо машинистом на паровозе пассажирского движения.
В своё время Нурмахан Аймаханов делился воспоминаниями: «По окончании курсов машинистов экзамены принимал сам нарком путей сообщения Лазарь Моисеевич Каганович. Конечно, было боязно, но огромную ответственность всё-таки чувствовали все. Когда один из моих товарищей не смог ответить на заданный вопрос наркома, Каганович вышел из себя, запустил рядом стоящий табурет в бедного студента и закричал, что «один азиат среди вас оказался лучше, чем все вы вместе взятые». Я тогда и не предполагал, что нарком имеет в виду меня. Конечно, было лестно слышать такое в свой адрес, но показывать этого было никак нельзя. Да и после об этом случае я никому не рассказывал. Время было другое… ».
Друзья-сокурсники связь впоследствии не потеряли, помогали друг другу, и история получила неожиданное продолжение. «Это случилось в 1949 году. Как всегда я был на смене, прихожу домой, а меня вызывает начальство. Оказывается, приехали проверяющие и устроили экзамен молодым специалистам. Члены комиссии были очень недовольны работой молодых машинистов. Начальство депо в страхе отводило глаза, не зная как себя вести. Зашёл в кабинет, вижу – знакомое лицо! Это тот самый студент, который когда-то получил взбучку от самого Кагановича – Шаянский Виктор Николаевич, начальник службы, запамятовал уже, Оренбургской железной дороги. Разговорились, вспомнили былое, я поручился за своих товарищей, поклялся, что впредь не подведём, будем работать, делиться опытом. А меня Шаянский экзаменовать отказался наотрез: «Ты был на хорошем счету у наркома. Как я могу такое забыть?» Старая дружба, видно, не ржавеет…»
Нурмахан Аймаханов был не просто машинистом, а машинистом-рационализатором. Он всё время что-то придумывал, изобретал, совершенствовал, усердно следил, чтобы его паровоз всегда был на ходу и как можно меньше требовал ремонта.
В годы Великой Отечественной войны Нурмахан продолжал трудиться. Руководство железной дороги сочло необходимым оставить ценного специалиста по брони в тылу врага. В период с 1943 по 1945 годы он работал на железных дорогах Барнаула, Новосибирска, возил поезда с военными грузами на запад, с промышленным оборудованием – на восток.
Во время войны Нурмахан Аймаханов был удостоен наград, которые сам для себя считал самыми высшими: орден «За доблесть в труде», медаль «Ветеран труда», которую получил из самой Москвы – сердца СССР, значок «Отличник машиниста тепловоза».
Вернувшись после окончания войны в родное село, вновь приступил к своей основной работе, еще раз окончил курсы машиниста тепловоза.
В период с 1968 по 1972 годы Нурмахан трудился на космодроме Байконур в колонне машинистов Казалинского локомотивного депо, обеспечивавшей железнодорожные перевозки, помогал строить космическое детище Сергея Павловича Королёва. В декабре 1972 года он вышел на заслуженный отдых, посвятив железной дороге всю жизнь.
По стопам своего отца пошли дети Нурмахана Аймаханова. Младший сын – Суюиндик Аймаханов работал в строительном цехе локомотивного депо, но рано ушёл из жизни. Дочери Мирамкуль и Маржанкуль в течение долгих лет трудились в сфере железнодорожного транспорта. Мирамкуль Аймаханова на протяжении 30 лет работала старшим нарядчиком локомотивного депо станции Казалинск, а ее супруг Изденов Жарылкасын – диспетчером отделения железной дороги города Кызылорды. Маржанкуль и ее муж Байгабыл Жуганышов тоже трудились в вагонном депо родной железнодорожной станции.
Старший сын Нурмахана Аймаханова, Уналбек, трудился машистом тепловоза на космодроме Байконур свыше 37 лет. С детских лет мальчик наблюдал за работой отца, и, когда встал вопрос о выборе профессии, он, не задумываясь, решил посвятить жизнь железной дороге.
Трудовая биография Уналбека началась в 1962 году, сразу после окончания железнодорожного училища, в должности слесаря по ремонту тепловозов локомотивного депо станции Казалинск, где трудился его отец. Здесь он осваивал навыки устранения неисправностей «железного коня». В 1965 году Уналбека перевели на должность помощника машиниста тепловоза, а в 1974 он стал машинистом.
В 1972 году Уналбек Аймаханов приехал по направлению работать на станцию Тюратам в войсковую часть №25696, где занимался перевозкой песка из карьера возле Жосалы и щебёнки из карьера около Туркестана. «В 1983 году Михаил Семёнович Чернецов взял меня машинистом на пассажирские поезда –
мотовозы, и я возил людей на площадки и обратно до 1997 года», – вспоминает машинист Аймаханов.
На протяжении почти 24 лет Уналбек Аймаханов работал, обеспечивая железнодорожные перевозки на космодроме Байконур. Но и после выхода на заслуженный отдых сидеть, сложа руки Уналбек не смог. В 1999 году он был принят на должность дежурного стрелочного поста в «Космотранс» и проработал на станциях Кубань и Восток (31 и 43 площадки) еще семь лет.
За отличную плодотворную работу на железнодорожном транспорте Уналбек Аймаханов был неоднократно награжден многочисленными ведомственными медалями и почетными грамотами, каждая из которых красноречиво подтверждает его профессионализм, мастерство и верность выбранному делу.
Удивительная закономерность заключается в том, что трудовые династии чаще всего появляются в рабочей среде. Известно немало примеров, когда профессии, переходя из поколения в поколение, составляют династии, сохраняя семейные и трудовые традиции. Семья Аймахановых – это яркий пример счастливых людей, которые любят свой родной край, преданы своему делу и хранят семейные ценности.

Марина Уланова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост