Город,  К 75-летию Победы

Воспоминания о военном параде

Паррааад! Равняйсь! Смирно! К торжественному маршу! Поротно! До этих слов ещё предстояло дожить, прежде чем оказаться в парадном расчёте, в новенькой форме, рядом с такими же, как и я, молодыми ребятами, которые за месяц до описываемых событий начинали оттачивать строевой шаг в шеренге, колонне, а после уже и в общей строевой коробке.

Михаил Валерьевич Барыбин, тогда ещё в звании майора милиции, знающий, что называется от подошвы армейского сапога, всю кухню строевого шага, сам владеющий в совершенстве этим искусством, ежедневно с настойчивостью военного прагматика ковал строевой шаг нашего парадного расчёта. В начале апреля это выглядело примерно так. Ещё до конца не проснувшиеся после ночного дежурства молодые сержанты-милиционеры, вяло поднимая ноги «кто в лес, кто по дрова», шагали по плацу бывшей военной части, а Михаил Валерьевич, ни на секунду не теряя бдительности, успевал заметить в строю каждого, чей шаг хоть немного не соответствовал общим требованиям, и его голос в часы изнуряющей шагистики не умолкал ни на минуту, заряжая всех энергией и энтузиазмом.
К концу апреля коробка начинала походить на приличный юнкерский корпус времён царской России, привлекающий к себе внимание своей торжественной выправкой и строгой дисциплиной. Там, где был Барыбин, в принципе, не могло быть плохого строевого шага по причине его характера строевика-максималиста. Все, кто не умел ходить строевым шагом, каким-то чудесным образом приобретали эти навыки как дар свыше в течение четырёхнедельного срока ежедневных занятий на плацу. Надо признать тот факт, что первое место за лучшее прохождение в параде пятнадцать лет назад отдавали расчёту военного штаба, хотя все прекрасно понимали, что милиционеры под руководством Барыбина прошли лучше.
Для того чтобы не быть голословным, открою маленькие тайны подготовки к параду на девятое мая Барыбина и его подчинённых. Во время многократных тренировочных прохождений проводилась видеосъёмка. Когда маршировка заканчивалась, личный состав через пол часа собирался в актовом зале здания УВД РФ для просмотра и выявления ошибок в технике прохождения парадной поступью каждого участника в отдельности (поворот головы, высота подъёма ноги, осанка, синхронность шага). Всё это обсуждалось, проговаривалось, делался общий анализ, и на следующее занятие ты шёл уже теоретически подготовленный, зная о своих прошлых недочётах. Вот так и росли, как грибы после дождя, натянутые словно струны гитары, стройные шеренги и прямые, как стрела, колонны парадного расчёта под руководством Михаила Барыбина.
И вот наступает тот день, то утро, когда центральная площадь наполняется праздничными, поздравительными речами официальных лиц и почётных гостей, обращённых к участникам военного парада и зрителям. Майское утреннее солнце заставляет жмуриться и отводить глаза от ярких и блестящих предметов и атрибутики всего парада. Военный духовой оркестр играет тушь и несколько вступительных мелодий. Торжественные речи сказаны, приказ о проведении военного парада вступает в силу в эту же минуту. Праздничная колонна медленно начинает двигаться вперёд. Наш парадный расчёт находится где-то в середине всей движущейся массы, мы – девятые или десятые от начала процессии. И вот он, момент истины. Чеканим шаг, и с каждым мгновением нарастает уверенность в том, что мы идём как надо и даже немного лучше, чем обычно. Священный трепет, каменный поворот головы, точность общего шага только придают понимание того, что всё было не зря (плац, ежедневные маршировки, разбор полётов после видеопросмотра). Мы шагаем так, что дрожит под ногами земля из-за точности попадания в шаг, и нет никаких сомнений в том, что наш парадный расчёт один из лучших. Краем глаза вижу, как нам машут с центральной зрительной трибуны первые официальные лица и почётные приглашённые гости.
Премия, улыбки, ощущение свободы, глубокий вдох и выдох от того, что мы смогли, что всё вышло так, как и хотели, и позади месяц муштры, и ни грамма свободного времени. Вот такая она, цена красивого военного парада. Натянутые как струны шеренги, начищенная до зеркального блеска обувь, наглаженная парадная форма, аксельбанты, погоны, фуражки, боевые знамёна со знаменосцами – это лишь верхушка айсберга, вся подводная часть которого скрыта от глаз горожан, пришедших полюбоваться на красоту и мощь армейской выправки и военной дисциплины.
Парад состоится в любую погоду, потому что он военный, а у военных приказы не обсуждаются. И это единственный случай, когда в этом 2020 году девятого мая не прозвучит команда: «Парад! Равняйсь! Смирно!», но парад никто не отменял, он всего лишь отложен до момента снятия ограничений в связи с пандемией, и запланированное мероприятие лишь переносится на неопределённый срок, но состоится в любую погоду, если дата уже будет определена.
Военный парад на центральной площади как дань уважения нашим предкам, сохранившим земли Казахстана и России от фашистской чумы ценой своих жизней, и мы в вечном долгу перед ними. Парад как святыня, чтимая всеми, в чьих семьях есть кого вспомнить, есть кого поблагодарить за день сегодняшний. За утро, которое начинается не с автоматных очередей, а с пения птиц, суетливо снующих в зелёных ветвях деревьев, за тихие вечера без разрывов бомб и канонады артобстрелов, за спокойную, размеренную жизнь. Мирное небо как залог успешного экономического развития стран России и Казахстана, как возможность заниматься любимым делом, не отвлекаясь на охрану рубежей наших границ. Пусть будет мир во всём мире, а военные парады проходят для нас не как подготовка к боевым действиям в далёком 1941 году, а как показательные выступления обороноспособности нашей армии, её доблести и мужества.

Юрий ПОЛОВИНКИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Сайт размещается на хостинге Спринтхост